Остряков, Николай Алексеевич

Материал из Энциклопедия Владивостоки

Перейти к: навигация, поиск

Проспект Острякова - прямой, короткий, как жизнь знаменитого летчика, проходит от железнодорожной ветки от станции Первая Речка до проспекта Партизанского.

Остряков Николай Алексеевич - генерал-майор авиации, командующий военно-воздушными силами Черноморского флота.

Жизнь Николая Острякова схожа с деятельностью многих молодых людей страны Советов 30-х годов.

Родился в семье московского рабочего в ЦП. Трудовой путь начал с 15 лет слесарем на заводе "Красный металлист". В 17 лет отправляется добровольцем на строительство Турнсиба, где пробыл до его завершения. Опять работа слесарем, шофером.

В 1932 г. стал курсантом школы гражданских летчиков. С этого времени жизнь Острякова навсегда связывается с небом: осваивает новые самолеты, парашютное дело. С призывом в Красную Армию (1934) продолжает осваивать голубые просторы. Недаром в числе первых советских парашютистов в 1935 г. был представлен к званию "Мастер парашютного спорта СССР" и награжден орденом Красной Звезды. И не удивительным было отправление Николая Острякова добровольцем в 1936 г. в Испанию, где республиканцы защищали свою Родину от фашизма. Среди республиканцев ничем не выделялся русский, у которого к этому времени было более 400-х прыжков с парашютом, множество вылетов на боевых машинах.

Объединенные силы немецких, итальянских фашистов в союзе с генералом Франко рвались к Мадриду. Основные бои шли в Гвадаларском ущелье, где республиканцы отступали под напором превосходящих сил. На помощь испанцам пришли интернационалисты - добровольцы, среди которых был военный летчик, командир скоростного бомбардировщика Николай Остряков. Экипажу скоростного бомбардировщика приходилось в Испании бомбардировать и военные корабли гитлеровской Германии, и наземные силы мятежников. Испанцы высоко ценили смелость и мастерство советских летчиков. Советское командование успехи Николая оценило, наградив его орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В апреле 1939 г. 20-летний полковник военно-воздушных сил, депутат Верховного Совета СССР, мастер парашютного спорта прибыл на Тихоокеанский флот командиром авиачасти. Позже его назначили заместителем командующего военно-воздушных сил ТОФ. На Тихоокеанском флоте Николай Остряков прослужил чуть более 2-х лет. Он постоянно совершенствовал свои боевые знания; к подчиненным предъявлял высокие требования, что привело к повышению боеспособности военно-воздушных сил Тихоокеанского флота. Были и заслуги офицера оценены по достоинству, Николаю Алексеевичу присвоили воинское звание генерал-майора авиации.

Первый боевой вылет Острякова на фашистские объекты принес сюрприз экипажу Острякова: отказал мотор. Члены экипажа предполагали, что командир прикажет вернуться назад. Но летчик принял решение продолжать путь. Бомбардировщик заметно снизился, сбавил скорость и вскоре, отстав от группы, остался над морем один.

Когда группа самолетов подошла к базе врагов, фашисты открыли шквальный огонь по советским бомбардировщикам. Прорвавшись сквозь массированный огонь зениток, летчики пробомбили намеченную цель и вернулись домой.

Фашистские зенитчики успокоились, не ожидая нового налета.

Остряков как раз и рассчитывал на неожиданность, и на то, что немецкие пушки пристрелены на большую высоту, быстро перестроиться не смогут. Сбросив бомбы, самолет Острякова благополучно вернулся на базу, на его борту было несколько пробоин. Этот полет еще более укрепил авторитет командира в глазах экипажа. Они поверили в его бесстрашие, находчивость и решимость.Летчики многих соединений восхищались подвигом экипажа под командованием Острякова, когда бомбардировщик вступил в схватку с немецким крейсером. Впервые в истории боев на том театре боевых действий летчики с горизонтального полета смогли точным расчетом и прямого попадания уничтожить несколько орудий дредноута. А сам самолет вернулся домой невредимым.

Великолепное знание дела, новаторский подход к решению поставленных задач привели к тому, что Остряков был назначен командиром одного из авиаполков Черноморского флота. Новый командир авиаполка с первых дней начал перестраивать всю систему боевой выучки летчиков: летать по полному и дальнему маршруту, уметь ориентироваться в сложной обстановке. Постоянные сложные маневры очень скоро изменили лицо полка.

Летчики полюбили своего командира - жесткого и внимательного, находящегося в постоянном поиске новых способов ведения боя. Все новшества он прежде всего проверял на себе, затем требовал от подчиненных выполнения, показывая, как это сделал сам. Многие командиры авиасоединений учились у Острякова воевать по новому, готовить к вылету крупные группы самолетов. Остряков досконально изучал возможности не только бомбардировщиков, но и истребителей, а так же данные об артиллерии и тактике морского флота противника. В короткий срок летчик освоил несколько типов советских истребителей. Поэтому после назначения его на должность руководителя Военно-воздушных сил Черноморского флота Николай Алексеевич мог безошибочно подготовить, организовать вылет и провести воздушный бой, возглавляя соединения бомбардировщиков, истребителей и штурмовиков. Иногда в особо сложных условиях сам командующий ВВС Черноморского флота генерал-майор Остряков поддерживал своим примером боевых товарищей.

Под командованием генерал-майора Острякова черноморские летчики только за пять месяцев войны уничтожили около 400 вражеских самолетов. Сам Остряков совершил 100 вылетов.

Человек большой души, широкого диапазона, находящийся в вечном поиске нового был всеобщим любимцем морских летчиков Черноморского флота.

В конце 1941 г. тридцатилетний генерал авиации получил назначение командующего ВВС Черноморского флота, которые базировались в Севастополе. Соколы Острякова яростно защищали воздушное пространство Крыма. В воздушных боях против "мессершмитов" и "юнкеров" бились наши летчики. Заслуга в их ратном труде с наземными силами в том, что Севастополь отбил неоднократные попытки штурма.

На своем "Яке" командующий, несмотря на запреты начальства ежедневно поднимался в горячее Черноморское небо. За свою короткую жизнь произвел 100 боевых вылетов. Так в воздушном бою 20 страниц 1942 г. генерал - майор Н.А. Остряков погиб или, как говорят летчики - "Ушел навсегда в небо".

Дав его имя проспекту, владивостокцы увековечили имя героя-летчика.

Личные инструменты